Горизонтальное оперение для спортивных дельтапланов 2009-12-28

Горизонтальное оперение (стабилизатор) предназначено для увеличения продольной устойчивости дельтаплана. Хотя оперение проектировалось для установки на дельтапланы Аэроса, оно также может быть установлено на дельтапланы других фирм.

Стабилизатор позволяет летать с более низкими установками АПУ, сохраняя при этом необходимый запас устойчивости по тангажу. График, приведенный ниже, взят с DHV испытаний на автостенде одного и того же дельтаплана в трех различных конфигурациях. На графике показаны моментные характеристики дельтаплана в каждой из конфигураций в диапазоне скоростей от 40 до 100 км/ч. Красным цветом показан заданный DHV минимально допустимый продольный момент. Синим цветом показан продольный момент дельтаплана без стабилизатора с взведенным полиспастом. Желтым цветом – продольный момент дельтаплана со стабилизатором и взведенным полиспастом. Темно-зеленым – продольный момент дельтаплана со стабилизатором и отпущенным полиспастом. Во всех трех испытуемых конфигурациях дельтаплана высоты АПУ были одинаковыми и были ниже сертификационых углов на 2 градуса.

После многочисленных испытательных полетов и полетов на соревнованиях было установлено, что стабилизатор значительно повышает не только продольную, но также путевую устойчивость дельтаплана. Соответствующим образом отрегулированный дельтаплан с установленным стабилизатором сохраняет такую же управляемость, как и дельтаплан без стабилизатора, но стабилизатор увеличивает путевую устойчивость, делая дельтаплан более приятным на переходах в болтанку на большой скорости. Таким образом, при полетах в болтанку аэродинамическое качество дельтаплана со стабилизатором увеличивается. Разница видна на этих двух трэках реального долета на соревнованиях: один из дельтапланов со стабилизатором (выше), другой – без (ниже).

Невероятно, но факт: посадочные характеристики дельтаплана со стабилизатором ощутимо лучше, чем без стабилизатора.

ОПИСАНИЕ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стабилизатор имеет симметричный профиль с достаточно низким коэффициентом лобового сопротивления. Устанавливается неподвижно на слегка удлиненную килевую трубу, установочный угол -5 градусов. Состоит из трех частей – центроплана и легкосъемных консолей. Обшивка стабилизатора выполнена из углепластика и обладает сравнительно высокой прочностью что, при сравнительно небольших габаритах стабилизатора позволяет транспортировать его в разобранном виде в чехле дельтаплана или в чехле подвески.

Размах  1600мм
Площадь  0.25м²
Угол поперечного V  +4град.
Угол установки  -5град.
Вес  750г