БЮЛЛЕТЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ №1 от 11/17/2001
Уважаемые коллеги

Этот бюллетень адресован дистрибьюторам, дилерам и пилотам, которые летают на мотодельтапланерных крыльях производства фирмы "Аэрос". Также эта информация может быть интересна для пользователей крыльев и мотодельтапланов других производителей.

17 ноября 2001 года в США произошла катастрофа с гидромотодельтапланом, на котором было установлено крыло "Стрим 16". Расследование этого происшествия не было произведено на должном уровне, истинные причины до сих пор не установлены, но по предварительной информации было высказано предположение, что произошло разрушение боковой консоли. Крыло было произведено в 1999 году.

Директор фирмы "Аэрос", Александр Воронин, имеющий опыт работ в отделе прочности ОКБ им.О.К.Антонова, приезжал в США в феврале этого года для участия в конференции ЕАА (Американская Ассоциация Экспериментальной Авиации) и пытался получить доступ к обломкам крыла, чтобы определить характер разрушений и взять образцы для лабораторного исследования. К сожалению, это не удалось сделать по не зависящим от него причинам.

После катастрофы наш американский дистрибьютор Richard Helm рекомендовал всем владельцам произвести осмотр крыльев "Стрим 16". На одном крыле была обнаружена видимая трещина на боковой трубе №3. Мы пока не имеем достаточно фактов, чтобы связывать этот дефект и предыдущую катастрофу. Любой инженер знает, что характер излома в месте разрушения достаточно четко и однозначно говорит о причинах разрушения. Пока мы ее не знаем. Как только наш американский дистрибьютор получит необходимую информацию, мы ее предоставим на нашем сайте.

В любом случае, чтобы избежать искажения фактов и возможных домыслов, мы предоставляем следующую информацию:

До 2000 года фирма "Аэрос" использовала трубы по ГОСТ , изготовленные Самарским металлургическим заводом. В процессе производства крыльев эти трубы проходили на фирме тройной контроль: до порезки, до сверления, перед сборкой каркаса. Все трубы, которые имели глубокие царапины, потертости, трещины (очень редко) уходили в брак, что составляло до четверти от общего количества полученных труб. Технические специалисты "Аэроса" искали другие доступные методы контроля труб, но и в авиационной промышленности, и в металлургии основным и самым надежным методом оказался визуальный контроль.

С 2000 года мы стали использовать трубы, которые производятся по авиационным стандартам. Эти стандарты предполагают более жесткий контроль качества, геометрии и химсостава труб в момент производства. Но методы контроля остается прежними - визуальные, что не позволяет выявить внутренние скрытые дефекты труб.

Вместе с переходом на авиационные стандарты, фирма "Аэрос" уделила большее внимание качеству упаковки для транспортировки труб с завода и готовых изделий, чтобы исключить механические повреждения в дороге.

Не смотря на тщательный контроль, мы допускаем, что дефекты труб могут быть невидимыми и они могут проявляться после циклических нагрузок спустя некоторое время. Это явление давно известно в самолетостроении, поэтому для каждого летательного аппарата осуществляют комплекс техосмотров и регламентных работ, в процессе которых обнаруживаются и устраняются дефекты. Эти процедуры описываются в соответствующих инструкциях и руководствах.

Мы также хотим вам напомнить, что крылья мотодельтапланов вы должны осматривать и контролировать регулярно в соответствии с Руководством по эксплуатации крыльев "Стрейнджер" и "Стрим". Это касается не только труб каркаса, но и других элементов. Для тех, у кого нет Руководства, воспроизводим Раздел 4.

Раздел 4. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ КРЫЛА

Обшивка должна проверяться каждые три месяца или через каждые 50 часов налета. Каркас должен проверяться каждый год или через каждые 100 часов налета или после каждой жесткой посадки, которая могла бы стать причиной деформации элементов крыла.

4.I. ПРОВЕРКА ОБШИВКИ

4.1.1. Контроль швов обшивки и прочность ткани

производится испытаниями контрольного лоскутка, пришитого около корневого сечения на задней кромке верхней поверхности (ВП) и обозначенного буквами UV. Если образец отсутствует, то проверяется какой-либо шов пришива лат-кармана к ВП. Для этого остроотточенный карандаш подводится под шов и проводится вдоль шва с небольшим усилием. В случае если шов не затягивается, а разрушается нить шва, то обшивку НЕОБХОДИМО СПИСАТЬ, даже если не превышены сроки технического ресурса. Если возникают сомнения в достоверности теста - вырежьте образец, как показано на рисунке и пришлите его для испытаний в фирму "Аэрос". Первый тест производится через 300 летных часов. Затем после каждых 150 летных часов. Если во время эксплуатации крыло находилось под открытым солнцем около месяца, то после этого срока также необходимо провести тест.

4.1.2. Проверка поверхности обшивки и швов.

Не должно быть никаких порезов, разрывов, изношенных отверстий и порванных швов на обшивке. Порванные швы должны быть застрочены снова. Порезы и разрывы на обтекателе и ВП не более 30 мм можно заклеить самоклеющимся дакроном весовой категории не ниже, чем 100 г/м. Порезы и разрывы большего размера должны быть отремонтированы пришиванием латки из того же материала, из которого изготовлена обшивка. Швы должны располагаться вдоль краев отверстия. Более сложный ремонт должен быть сделан на фирме-производителе. Если шнурок натяжения латы надорван или изношен, его необходимо заменить.

4.1.3. Следите за целостностью люверсов и силовых боутов во всех областях обшивки, которые подвергаются значительным нагрузкам (килевое сечение, носовая часть обтекателя, консольная часть обтекателя).

4.2. ТРОСОВЫЕ РАСТЯЖКИ

Растяжки должны постоянно контролироваться на предмет целостности троса. Если наблюдается даже незначительный дефект троса, он ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАМЕНЕН. Особое внимание следует уделять тросам в местах заделки, которые являются естественными концентраторами напряжений. Рекомендуется менять все тросовые растяжки один раз в два года независимо от условий эксплуатации.

4.3. ПРОВЕРКА ТРУБ

Для проверки труб их необходимо извлечь из паруса. Трубы в сборе проверяются на отсутствие изгибов. Затем необходимо рассоединить все стыки. Трубы осматриваются визуально. При проверке подозрительных мест используют лупу с 5-10-кратным увеличением. Не должно быть никаких следов коррозии, трещин, изгибов или вмятин.

4.4. ПРОВЕРКА ЛАТ

Профиль лат должен сверяться с плаз-шаблоном, который входит в комплект крыла. В случае необходимости изгиб лат корректируется. Проверьте носовые и хвостовые пластмассовые наконечники лат и в случае необходимости произведите замену.

4.5. КРЕПЕЖНЫЕ ДЕТАЛИ

Проверьте все соединения (болты, винты, контровочные кольца, шплинты и т.д.) на предмет коррозии. Подвергнутые действию коррозии соединения должны быть заменены. Болты не должны иметь следов износа и/или изгиба. Несущие основную нагрузку болты должны быть проверены наиболее тщательно на предмет отсутствия трещин между шляпкой и телом болта: - соединение боковой трубы и поперечной (боковой узел), - соединение трапеции и нижних тросов, - соединение центрального узла поперечной трубы, - соединение килевой трубы и задних тросов, - соединение килевой трубы и центрального троса. Если обнаружены любые трещины или следы износа - БОЛТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАМЕНЕНЫ!

Производя осмотр крыла, помните, что от этого зависит ваша безопасность, здоровье и жизнь!

После ознакомления с данным бюллетенем ОБЯЗАТЕЛЬНО осмотрите боковые трубы в районе сочленения труб №2 и №3 на крыльях "Стрейнджер" и "Стрим" до выполнения полетов. Особенно тщательно осмотрите крылья, которые произведены до 2000 года.

Если вы обнаружите заводской дефект труб, обратитесь к ближайшему представителю фирмы "Аэрос" или непосредственно на фирму. Замена труб заказчику будет выполнена бесплатно. В случае, если дефекты (деформация) труб появились в процессе эксплуатации, мы рекомендуем заменить их на новые.

Сообщите эту информацию пилотам, которые не имеют доступа к интернету и электронной почте.

Желаем вам безопасных полетов и мягких посадок!

ООО "Аэрос"